Пленум ВС РФ принял постановление от 25 июня 2024 г. N 19, которое посвящено вопросам, связанным с заключением и исполнением договоров добровольного страхования имущества, а также с защитой прав страхователей и выгодоприобретателей по таким договорам. Оно придет на смену аналогичному документу 2013 года, однако в отличие от последнего, вновь принятое постановление распространяется на отношения по страхованию имущества не только граждан, но и хозяйствующих субъектов.
Помимо правовых позиций, которые ВС РФ уже высказывал ранее, в постановлении сформулирован и ряд новых тезисов. В частности, ВС РФ разъяснил следующее.
- В тех случаях, когда условия договора страхования (страхового полиса) и правила страхования, на основании которых он заключен, противоречат друг другу, приоритет отдается тем условиям, которые индивидуально согласованы сторонами.
- Включение в договор страхования, заключенный с потребителем, или в правила страхования условий, устанавливающих для осуществления ремонта чрезмерно продолжительный срок, не отвечающий критерию разумности, является недопустимым, а такие условия - ничтожными. При определении разумности срока ремонта следует учитывать технологически обоснованную длительность процесса самого ремонта, а также доступность материалов (комплектующих) на внутреннем рынке и срок их доставки.
- Страхователь (выгодоприобретатель), являющийся потребителем финансовых услуг, при нарушении страховщиком обязательств по договору страхования, наряду с процентами по ст. 395 ГК РФ, начисляемыми на сумму страхового возмещения, вправе требовать уплаты неустойки, предусмотренной ст. 28 Закона о защите прав потребителей, которая исчисляется от размера страховой премии.
- Начало срока страхования может не совпадать с моментом вступления договора страхования в силу. Например, страховое покрытие может распространяться на события, наступившие до вступления договора страхования в силу, если они не были известны страхователю на момент заключения договора.
- Допускается заключение договора страхования имущества, страховой интерес в отношении которого возникнет у страхователя (выгодоприобретателя) в дальнейшем при приобретении соответствующего объекта (например, будущей вещи, создаваемой в результате долевого участия в строительстве).
- Если договор страхования заключен от имени страховщика неуполномоченным лицом, в том числе с использованием поддельного или похищенного бланка полиса, а также в случае заключения договора страхования страховым агентом с превышением полномочий, указанных в доверенности (агентском договоре), договор не влечет возникновения прав и обязанностей страховщика, если только он его не одобрит впоследствии (например, путем принятия страховой премии или выплаты части страхового возмещения). Исключением из указанного правила являются также случаи, когда полномочия страхового агента следуют из обстановки (например, договор заключен в офисе страховой организации).
Значительное внимание уделено в постановлении процессуальным особенностям рассмотрения дел по договорам добровольного страхования.