В рамках одного из административных дел автовладелец был привлечен к ответственности по ч. 2 ст. 12.2 КоАП РФ, предусматривающей санкцию в том числе за управление транспортным средством без государственных регистрационных знаков. При рассмотрении дела водитель ссылался на то, что автомобиль ввезен из-за рубежа и на дату составления протокола не истекли 10 дней, которые отводятся Законом о регистрации транспортных средств для его постановки на учет. В связи с этим водитель полагал, что состав административного правонарушения в его действиях отсутствует.
Суды отклонили этот довод, придя к выводу, что предусмотренная законодательством возможность регистрации транспортного средства в течение 10 дней с даты его приобретения не исключает действие запрета на его эксплуатацию без государственных регистрационных знаков (п. 2 Основных положений по допуску транспортных средств к эксплуатации).
Верховный Суд РФ по результатам рассмотрения жалобы водителя оставил ранее принятые судебные акты без изменения. Вместе с тем в своем постановлении ВС РФ не выразил в явной форме поддержку указанной позиции нижестоящих инстанций. Причиной, по которой он отклонил доводы заявителя, послужили имеющиеся в материалах дела сведения о том, что еще за несколько месяцев до привлечения к ответственности за отсутствие регистрационных знаков автовладелец являлся фигурантом другого административного дела, связанного с использованием того же транспортного средства. В связи с этим ВС РФ критически оценил представленный водителем в обоснование своей позиции договор купли-продажи, оформленный за несколько дней до возбуждения настоящего дела.
Отметим, что в судебной практике представлена и позиция, в соответствии с которой управление транспортным средством без государственных регистрационных знаков до истечения 10 дней с даты его приобретения не образует состав административного правонарушения (см., например, постановление Пятого КСОЮ от 29.09.2023 по делу N 16-2296/2023).
Постановление Верховного Суда РФ от 25 декабря 2023 г. N 50-АД23-8-К8