Безопасность дорожного движения является одной из важных социально-экономических и демографических задач Российской Федерации. Аварийность на автомобильном транспорте наносит огромный материальный и моральный ущерб как обществу в целом, так и отдельным гражданам.

Обеспечение безопасности дорожного движения является составной частью

задач обеспечения личной безопасности, решения демографических, социальных и экономических проблем, повышения качества жизни и содействия региональному развитию.

Официальная статистика дорожно-транспортных происшествий на территории города Орска Оренбургской области свидетельствует о том, что движение на дорогах создает большую опасность для жизни и здоровья граждан. Одной из причин дорожно-транспортных происшествий является и состояние дорог города Орска.

Так, по информации начальника ГИБДД МУМВД России «Орское»  Рязанцева  А.Н.., в 2016 году на территории города Орска произошло 4029 дорожно-транспортных происшествий, из низ связанных с неудовлетворительным состоянием дорог, в частности с недостатками зимнего содержания дорог: наличием снежных валов и обочин, низкими сцепными качествами дорожного покрытия, дефектами дорожного покрытия, отсутствием дорожных знаков официально 293.

Правовые основы обеспечения безопасности дорожного движения на

территории Российской Федерации регулируются Федеральным законом от

10.12.1995 № 196-ФЗ «О безопасности дорожного движения», Федеральным

законом от 08.11.2007 № 257-ФЗ  «Об автомобильных дорогах и о дорожной

деятельности в Российской Федерации и о внесении изменений в отдельные

законодательные акты Российской Федерации» и другими.

В настоящее время действуют многочисленные стандарты, технические

нормы и другие нормативные документы, направленные на повышение

эксплуатационного состояния дорог, обеспечивающего безопасность дорожного движения. К таким документам можно отнести, например, ГОСТ Р 50597-93 «Государственный стандарт Российской Федерации. Автомобильные дороги и улицы. Требования к эксплуатационному состоянию, допустимому по условиям обеспечения безопасности дорожного движения», утвержденный Постановлением Госстандарта России от 11.10.1993 № 221; ГОСТ Р 52289-2004 «Национальный стандарт Российской Федерации. Технические средства организации дорожного движения. Правила применения дорожных знаков, разметки, светофоров, дорожных ограждений и направляющих устройств», утвержденный Приказом Ростехрегулирования от 15.12.2004 № 120-ст.

Порядок содержания и ремонта автомобильных дорог изложен в Правилах организации и проведения работ по ремонту и содержанию автомобильных дорог федерального значения, утвержденных Постановлением Правительства Российской Федерации от 14.11.2009 № 928.

Минимально необходимые требования к автомобильным дорогам, которые должны соблюдаться в процессе их строительства, реконструкции, капитального ремонта и эксплуатации, установлены в Техническом регламенте Таможенного союза «Безопасность автомобильных дорог». В нем также определены требования к дорожным сооружениям и техническим средствам организации дорожного движения.

В соответствии с решением Коллегии Евразийской экономической комиссии от 18.09.2012 № 159 соблюдение требований упомянутого Регламента  обеспечивается выполнением требований ранее упомянутого ГОСТ Р 50597-93, который устанавливает требования к эксплуатационному состоянию автомобильных дорог, улиц и дорог городов и других населенных пунктов, предельно допустимые повреждения покрытия и сроки их ликвидации, а также сроки ликвидации зимней скользкости, уборки тротуаров и пешеходных дорожек.

Кроме того, стандартом предусмотрены требования к техническим средствам организации дорожного движения и оборудованию дорог и улиц, включая дорожные знаки, дорожную разметку, дорожные светофоры, дорожные ограждения и наружное освещение.

Оценка технического состояния автомобильных дорог проводится в

соответствии с Порядком оценки технического состояния автомобильных дорог, утвержденным Приказом Минтранса России от 27.08.2009 № 150.

Конкретные показатели транспортно-эксплуатационного состояния

автомобильных дорог общего пользования и искусственных сооружений на них, принципы диагностики и оценки их состояния, вопросы организации и технологии производства работ по обеспечению сохранности дорог и дорожных сооружений изложены в Методических рекомендациях по ремонту и содержанию автомобильных дорог общего пользования, утвержденных Росавтодором 17.03.2004.

В соответствии с Указом Президента Российской Федерации от 15.06.1998 № 711 «О дополнительных мерах по обеспечению безопасности дорожного движения» обязанность по контролю (надзору) за соблюдением требований к эксплуатационному состоянию и ремонту дорог, дорожных сооружений, железнодорожных переездов, а также к установке и эксплуатации технических средств организации дорожного движения возложена на Государственную инспекцию безопасности дорожного движения Министерства внутренних дел Российской Федерации.

Административная ответственность за несоблюдение требований по

обеспечению безопасности дорожного движения при ремонте и содержании дорог, а также по невыполнению в установленный срок законного предписания

должностных лиц предусмотрена частью 1 статьи 19.5 Кодекса

Российской Федерации об административных правонарушениях (далее - КоАП

РФ).

Нарушения требований по обеспечению безопасности дорог

многочисленны. Это может быть как непроведение ремонтных работ, связанных с устранением дефектов дорожного покрытия (выбоин, ям), превышающих предельно допустимые нормы, так и отсутствие надлежащим образом обеспеченного освещения трассы или необходимых дорожных знаков, в том числе предупреждающих, и временных ограничительных знаков при проведении ремонтных работ, отсутствие дорожной разметки и другие.

Рассмотрение дел об административных правонарушениях,

предусмотренных частью 1 статьи 19.5 КоАП РФ.

В соответствии с частью 1 статьи 19.5 КоАП РФ невыполнение в установленный срок законного предписания (постановления, представления,

решения) органа (должностного лица), осуществляющего государственный надзор (контроль), муниципальный контроль, об устранении нарушений законодательства влечет наложение административного штрафа, в том числе на юридических лиц - от десяти тысяч до двадцати тысяч рублей.

Согласно подпункту «б» пункта 12 Положения о Государственной

инспекции безопасности дорожного движения Министерства внутренних дел

Российской Федерации, утвержденного Указом Президента Российской Федерации от 15.06.1998 № 711, Госавтоинспекция для выполнения возложенных на нее обязанностей имеет право давать юридическим лицам и должностным лицам обязательные для исполнения предписания об устранении нарушений нормативных правовых актов в области обеспечения безопасности дорожного движения, а в случае непринятия по таким предписаниям необходимых мер привлекать виновных лиц к ответственности, предусмотренной законодательством Российской Федерации.

Предписания выносятся главными государственными инспекторами

безопасности дорожного движения в соответствии с их компетенцией в письменной форме с указанием сроков представления информации о принимаемых мерах.

За 2016 год мировым судьей  судебного участка № 2 Октябрьского района г. Орска Оренбургской области рассмотрено 15  дел об

административных правонарушениях, предусмотренных частью 1 статьи 19.5

КоАП РФ. Из них по 4  делам  производство прекращено по основанию: в

связи истечением срока давности привлечения к административной ответственности.

Так например, по делу об административном правонарушении №  5-2-00406/16 в отношении УЖКХ администрации города Орска, согласно протоколу об административном правонарушении от №  от 25.04.2016  г., составленному государственным инспектором отделения ДИ и ОД ОГИБДД УМВД России по г. Орску, УЖКХ администрации г. Орска в установленный срок до 18.03.2016 года не исполнило п. 2 предписания отдела Государственной инспекции безопасности дорожного движения УМВД России по городу Орску № от 15.03.2016 г., а именно не ликвидировало выбоины покрытия проезжей части по ул. Производство по делу об административном правонарушении, предусмотренном  ч.1 ст. 19. КоАП РФ  в УЖКХ администрации города Орска  прекращено за истечением сроков давности привлечения к административной ответственности.

В 2016 году федеральными судьями Октябрьского районного суда г. Орска  рассмотрено 6  жалоб на постановления, вынесенные мировыми судьями.  Из них все постановления  оставлены без изменения.

Субъектами правонарушений являются должностные и юридические лица, ответственные за состояние дорог, железнодорожных переездов или других дорожных сооружений.

При рассмотрении дел указанной категории в числе прочего подлежат

установлению статус субъекта административного правонарушения и

обстоятельства, предусмотренные статьями 2.1, 2.4 КоАП РФ, необходимые для привлечения к ответственности юридического или должностного лица

соответственно.

В частности приведенные условия следует проверять по делам в отношении привлекаемых к административной ответственности должностных лиц, поскольку они могут быть привлечены к административной  ответственности только в случае совершения ими административного правонарушения в связи с неисполнением либо ненадлежащим исполнением своих служебных обязанностей (статья 2.4 КоАП РФ).

Предписание выносится конкретному лицу - юридическому или

должностному лицу, в этой связи протокол об административном правонарушении  в дальнейшем должен быть составлен в отношении лица, не выполнившего требования предписания, а так же возложенные на него обязанности.

Таким образом, материалы дела должны содержать соответствующие

документы, подтверждающие положение должностного лица - должностную

инструкцию, приказ и т.п., свидетельствующие о том, что лицо выполняет

организационно-распорядительные или иные функции, перечисленные в

примечании к статье 2.4 КоАП РФ.

В соответствии с требованиями частей 2 и 3 статьи 26.1 КоАП РФ по делу об административном правонарушении выяснению подлежат в числе прочего лицо, совершившее противоправные действия (бездействие), за которые настоящим Кодексом или законом субъекта Российской Федерации предусмотрена административная ответственность, и виновность лица в совершении административного правонарушения.

При рассмотрении дел указанной категории необходимо проверять

законность вынесенного предписания. Законность заключается в том, что как государственный орган, так и должностное лицо, действующее от его имени, выдавшее предписание об устранении нарушений законодательства, должны обладать компетенцией на проведение надзорных мероприятий. Помимо этого, законность предписания означает, что оно выдано надлежащему лицу в установленном законом порядке, без нарушений прав проверяемых субъектов.

Анализ изученных в связи с обобщением дел свидетельствует о том, что недостатков при рассмотрении дел указанной категории не выявлено.

Территориальной подсудности рассмотрения дел об административных

правонарушениях указанной категории.

В части 1 статьи 29.5 КоАП РФ закреплено общее правило, в соответствии с

которым дело рассматривается по месту совершения правонарушения. Местом совершения административного правонарушения является место совершения противоправного действия независимо от места наступления его последствий, а если такое деяние носит длящийся характер, место окончания противоправной деятельности, ее пресечения; если правонарушение совершено в форме бездействия, то местом его совершения следует считать место, где должно было быть совершено действие, выполнена возложенная на лицо обязанность.

В соответствии с правовой позицией Верховного Суда Российской

Федерации, выраженной в подпункте з пункта 3 Постановления Пленума от

24.03.2005 № 5, если административное правонарушение совершено в форме

бездействия, то местом его совершения необходимо считать место, где должно быть совершено действие или выполнена возложенная на лицо обязанность.

При определении территориальной подсудности дел об административных правонарушениях, объективная сторона которых выражается в бездействии в виде неисполнения установленной правовым актом обязанности, необходимо исходить из места жительства физического лица, в том числе индивидуального предпринимателя, места исполнения должностным лицом своих обязанностей либо места нахождения юридического лица, определяемого в соответствии со статьей 54 ГК РФ.

Вместе с тем подсудность дел об административных правонарушениях, возбужденных в отношении юридических лиц по результатам проверки их филиалов, определяется местом нахождения филиалов, в деятельности которых соответствующие нарушения были выявлены и должны быть устранены.

Выводы

Изучение судебной практики показало, что в судебные решения данной категории отвечают требованиям закона, достаточно обоснованы и

мотивированы.