В соответствии с полугодовым планом работы судебного участка № 2 Октябрьского района г. Орска Оренбургской области проведено обобщение судебной практики по прекращению производств по делам об административных правонарушениях за девять месяцев 2024 года.

В соответствии со статьёй 29.9 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, судья по результатам рассмотрения дела об административном правонарушении может вынести постановление:

1) о назначении административного наказания;

2) о прекращении производства по делу об административном правонарушении.

Постановление о прекращении производства по делу об административном правонарушении выносится в случае:

1) наличия хотя бы одного из обстоятельств, исключающих производство по делу, предусмотренных статьей 24.5 настоящего Кодекса;

2) объявления устного замечания в соответствии со статьей 2.9 настоящего Кодекса;

3) прекращения производства по делу и передачи материалов дела прокурору, в орган предварительного следствия или в орган дознания в случае, если в действиях (бездействии) содержатся признаки преступления.

Мировым судьей судебного участка № 2 Октябрьского района г. Орска Оренбургской области за три квартала 2024 года рассмотрено 482 дела об административных правонарушениях, дел об административных правонарушениях из которых по 6 делам производство прекращено.

В соответствии с пунктом 6 ст. 24.5 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, в связи с истечением срока давности привлечения к административной ответственности прекращено 4 дела об административных правонарушениях, из которых по два дела по ст. 19.7 КоАП РФ, одно по ст. 7.27 КоАП РФ, одно – ст. 20.25 КоАП РФ.

Например, мировой судья судебного участка № 2 Октябрьского района г. Орска Оренбургской области, рассмотрев дело об административном правонарушении, предусмотренном ст. 19.7 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, в отношении должностного лица, прекратила производство по делам, в связи с истечением срока давности привлечения к административной ответственности. Основанием для составления протокола об административном правонарушении в отношении лица, совершившего правонарушение, послужило непредставление в налоговый орган по месту своего нахождения бухгалтерской (финансовой) отчетности за 2023 год, по сроку предоставления не позднее 1 апреля 2024 года. Срок давности привлечения к административной ответственности за данное инкриминируемое деяние подлежал исчислению со 2 апреля 2024 года; окончился по истечении девяноста дней — 1 июля 2024 года. Материал поступил на судебный участок 13 июня 2024 года.

В соответствии с п.2 ч.2 ст.29.9 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, в связи с малозначительностью совершенного административного правонарушения прекращено производство по 1 делу. Лицу, привлекаемому к административной ответственности объявлено устное замечание.

В связи с отсутствием состава административного правонарушения, мировым судьей вынесено 1 постановление о прекращении производства по делу об административном правонарушении.

Так, мировой судья судебного участка № 3 Октябрьского района г. Орска Оренбургской области, исполняющий обязанности мирового судьи судебного участка № 2 Октябрьского района г. Орска Оренбургской области, рассмотрев дело об административном правонарушении по ч. 1 ст. 19.4 КоАП РФ в отношении Ивановой А.В., установила что частью 1 ст. 25.1 КоАП РФ установлено, что лицо, в отношении которого ведется производство по делу об административном правонарушении, вправе знакомиться со всеми материалами дела, давать объяснения, представлять доказательства, заявлять ходатайства и отводы, пользоваться юридической помощью защитника, а также иными процессуальными правами в соответствии с КоАП РФ.

К числу доказательств по делу об административном правонарушении, относится протокол об административном правонарушении.

В силу ч. 1 ст. 25.15 КоАП РФ лица, участвующие в производстве по делу об административном правонарушении, извещаются или вызываются в орган или к должностному лицу, в производстве которых находится дело, заказным письмом с уведомлением о вручении, повесткой с уведомлением о вручении, телефонограммой или телеграммой, по факсимильной связи либо с использованием иных средств связи и доставки, обеспечивающих фиксирование извещения или вызова и его вручение адресату.

В силу ч. 4 ст. 28.2 КоАП РФ физическому лицу или законному представителю юридического лица, в отношении которых возбуждено дело об административном правонарушении, должна быть предоставлена возможность ознакомления с протоколом об административном правонарушении. Указанные лица вправе представить объяснения и замечания по содержанию протокола, которые прилагаются к протоколу.

В силу ч. 6 ст. 28.2. КоАП РФ физическому лицу или законному представителю юридического лица, в отношении которых возбуждено дело об административном правонарушении, а также потерпевшему вручается под расписку копия протокола об административном правонарушении.

В случае неявки физического лица, или законного представителя физического лица, или законного представителя юридического лица, в отношении которых ведется производство по делу об административном правонарушении, если они извещены в установленном порядке, протокол об административном правонарушении составляется в их отсутствие. Копия протокола об административном правонарушении направляется лицу, в отношении которого он составлен, в течение трех дней со дня составления указанного протокола (ч.4.1 ст.28.2 КоАП).

Протокол об административном правонарушении может быть вынесен при непосредственном участии в его составлении лица, в отношении которого возбуждено дело об административном правонарушении, а также и в его отсутствие, но лишь при условии надлежащего извещения данного лица о времени и месте составления протокола Наряду с вопросом приемлемости способов уведомления в каждом конкретном случае необходимо оценивать доказательства по делу применительно к вопросу о том, было ли извещение избранным способом надлежащим и имелись ли у административного органа на момент совершения процессуальных действий бесспорные доказательства об осведомленности лица, привлекаемого к административной ответственности, о месте и времени совершения соответствующих процессуальных действий.

При решении вопроса о возможности рассмотрения дела в отсутствие лица, в отношении которого возбуждено дело об административном правонарушении, административный орган должен располагать неоспоримыми доказательствами надлежащего извещения субъекта административного правонарушения о времени и месте совершения процессуального действия. При отсутствии таких доказательств административный орган не вправе выполнять процессуальное действие, поскольку исходя из общих принципов обеспечения гарантий защиты прав лицу, привлекаемому к административной ответственности, существенное значение имеет факт его осведомленности о дате и времени рассмотрения дела, а не формальное направление такого уведомления. Таким образом, цель извещения состоит в том, что лицо, в отношении которого составляется протокол, должно иметь точное представление о времени и месте его составления и о факте допущенного нарушения. Надлежащее извещение лица, привлекаемого в ответственности, о времени и месте составления протокола об административном правонарушении входит в задачу органов, уполномоченных составлять протоколы. При этом следует отметить, что КоАП РФ не предоставляет административным органам права при отсутствии соответствующего извещения составить протокол в другой день или в другое время, а не в те, на которые лицо, привлекаемое к административной ответственности, уведомлялось ранее.

Ненадлежащее извещение такого лица о дате, времени и месте и последующее составление протокола в отношении данного лица являются поводом для признания такого протокола незаконным и прекращения дела об административном правонарушении. Лишая лицо возможности воспользоваться процессуальными правами при составлении протокола об административном правонарушении, административный орган нарушает предусмотренные КоАП РФ требования о всестороннем, полном и объективном выяснении всех обстоятельств дела (статья 24.1 КоАП РФ).

Уведомление о составлении протокола было направлено Ивановой А.В. посредством Почты России 14.12.2023 г. и прибыло в место вручения корреспонденции 15.12.2023 года. По истечении срока хранения - 15.01.2024 г. уведомление было направлено в адрес отправителя и возвращено в Управление Министерства юстиции Российской Федерации по Оренбургской области.

При указанных обстоятельствах на момент составления протокола от 22.12.2023 г. Иванова А.В. не была надлежащим образом извещена о времени и месте вынесения протокола об административном правонарушении, а должностное лицо не располагало сведениями о надлежащем извещении Ивановой А.В. о времени и месте вынесения указанного протокола, что явилось основанием для прекращения дела об административном правонарушении по основаниям, предусмотренным п. 2 ч. 1 ст. 24.5 КоАП РФ в связи с отсутствием состава административного правонарушения.

Постановления о прекращении производства по делам об административных правонарушениях, предусмотренных статьями 12.8, 12.26 КоАП РФ за девять месяцев 2024 года мировым судьей не выносились.

Обобщение практики прекращения дел об административных правонарушениях, показало, что в целом мировой судья судебного участка № 2 Октябрьского района г. Орска Оренбургской области правильно применяет нормы административного законодательства. Дела об административных правонарушениях, производство по которым судьями прекращено, рассматриваются с установленные законом сроки.