Административное наказание является одним из видов административно-принудительных мер. В соответствии со ст. 3.1. КоАП РФ административное наказание является установленной государством мерой ответственности за совершение административного правонарушения и применяется в целях предупреждения совершения новых правонарушений, как самим правонарушителем, так и другими лицами.
Содержание административных наказаний состоит в ограничении, лишении субъективных прав или благ лица, к которому они применяются. Так, применение административного ареста влечет краткосрочное лишение свободы, штраф связан с материальными потерями. Административному наказанию присущ карательный характер, который состоит в принудительном воздействии на правонарушителей со стороны компетентных органов государства.
Одним из видов наказания, закрепленного в ст. 3.2. КоАП РФ является административный штраф.
Административный штраф - денежное взыскание, назначаемое нарушителям административно-правовых норм юрисдикционными органами в пределах, предусмотренных законодательством. Он выражается в получении с нарушителя в доход государства определенной суммы денежных средств.
В соответствии со ст.32.2 КоАП РФ административный штраф должен быть уплачен лицом, привлеченным к административной ответственности, не позднее тридцати дней со дня вступления постановления о наложении административного штрафа в законную силу либо со дня истечения срока отсрочки или срока рассрочки, предусмотренных статьей 31.5 настоящего Кодекса.
Однако, именно несерьезное или ненадлежащее отношение правонарушителей к данному, не столь безобидному на первый взгляд наказанию, а также его своевременному исполнению влечет для них более серьезные проблемы, связанные с появлением в отношении них административного дела по ст. 20.25 ч.1 КоАП «Уклонение от исполнения административного наказания».
Статья 20.25. Уклонение от исполнения административного наказания (в ред. Федерального закона от 06.12.2011 N 410-ФЗ)
1. Неуплата административного штрафа в срок, предусмотренный настоящим Кодексом, -
влечет наложение административного штрафа в двукратном размере суммы неуплаченного административного штрафа, но не менее одной тысячи рублей либо административный арест на срок до пятнадцати суток.
В первом полугодии 2012 года на судебные участки мировых судьей Октябрьского района г. Орска Оренбургской области поступило и рассмотрено 277 дел об административных правонарушениях по ч. 1 ст. 20.25 КоАП РФ из них 5 дел прекращено, 4 дела возвращены для устранения недостатков.
Основная масса материалов по данной статье составляется сотрудниками ОГИБДД УМВД России по г. Орску. За 1 полугодие на судебные участки поступило 221 протокол составленный по ч. 1 ст. 20.25 КоАП РФ. Также материалы поступают по подсудности (подведомственности) из других судов, из Отдела судебных приставов, Отдела полиции № 1 УМВД России по г. Орску.
При рассмотрении дел данной категории возникает немало проблем. Одна из основных проблем это рассмотрение дела в отсутствие лица, в отношении которого ведётся производство по делу, что ведет к нарушению сроков рассмотрения дела. Так на судебном участке № 1 Октябрьского района г. Орска Оренбургской области в 1 полугодии 2012 года было рассмотрено 1 дело об административном правонарушении по ч. 1 ст. 20.25 КоАП РФ с нарушением установленного срока именно по причине недоставления лица вместе с материалом.
В соответствии с ч.3 ст.25.1 КоАП РФ при рассмотрении дел об административных правонарушениях, предусмотренных ч.1 ст.20.25 КоАП РФ, присутствие лица, в отношении которого ведётся производство по делу, является обязательным, поскольку за это правонарушение может быть назначено административное наказание в виде ареста.
В силу ч.4 ст.29.6 КоАП РФ дело об административном правонарушении, совершение которого влечёт административный арест либо административное выдворение, рассматривается в день получения протокола об административном правонарушении и других материалов дела.
Согласно пп.3 и 5 ст. 29.1 КоАП РФ при подготовке к рассмотрению дела об административном правонарушении судья должен выяснить, правильно ли составлен протокол об административном правонарушении и другие протоколы, предусмотренные данным Кодексом, а также правильно ли оформлены иные материалы и достаточно ли их для рассмотрения дела по существу.
Кроме того, из содержания указанных норм и ст.29.4 КоАП РФ следует, что протокол об административном правонарушении и другие материалы дела могут быть возвращены в орган (должностному лицу), который составил протокол, только на стадии подготовки дела об административном правонарушении к рассмотрению. После начала рассмотрения дела об административном правонарушении по существу судья не вправе вынести определение о возвращении протокола об административном правонарушении и других материалов дела.
При этом ч.3 ст.29.4 КоАП РФ не предусматривает такого основания возвращения протокола об административном правонарушении в орган, должностному лицу, как неявка в судебное заседание лица, привлекаемого к административной ответственности, либо необеспечение его явки в суд должностным лицом, составившим протокол об административном правонарушении.
Системный анализ указанных норм позволяет прийти к выводу, что судья в день получения протокола и других материалов дела об административном правонарушении, влекущем наказание в виде ареста, в случае неявки лица, привлекаемого к административной ответственности, должен провести подготовку дела к судебному разбирательству и при отсутствии оснований для возвращения протокола, указанных в ч.4 ст.29.4 КоАП РФ, вынести определение об отложении рассмотрения дела (ч.3 ст.29.4 КоАП РФ), а также определение о приводе этого лица, который на основании ч.2 ст.27.15 КоАП РФ осуществляется органами внутренних дел.
В случае если на стадии рассмотрения дела выяснится, что определение суда о приводе не исполнено, судья должен выяснить причину неисполнения определения суда о приводе лица.
Следует также учитывать, что судья не может обязать орган, уполномоченный на возбуждение дела об административном правонарушении, за исключением органа внутренних дел, осуществить доставление или привод лица, привлекаемого к административной ответственности, на рассмотрение дела, поскольку указанным лицам КоАП РФ таких полномочий не предоставляет.
Таким образом, неявка лица, совершившего правонарушение, наказание за которое может быть назначено в виде ареста, либо недоставление органом (должностным лицом) такого лица в суд не является основанием для возвращения протокола об административном правонарушении. Поэтому мировые судьи Октябрьского района г. Орска Оренбургской области в соответствии с п. 6 Постановления Пленума Верховного Суда РФ от 24.03.2005г. № 5 «О некоторых вопросах, возникающих у судов при применении Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях (с изменениями от 25.05.2006г.) в целях соблюдения установленных статьей 29.6 КоАП РФ сроков рассмотрения дел об административных правонарушениях принимают меры для быстрого извещения участвующих в деле лиц о времени и месте судебного рассмотрения.
Поскольку КоАП РФ не содержит каких-либо ограничений, связанных с таким извещением, оно в зависимости от конкретных обстоятельств дела может быть произведено с использованием любых доступных средств связи, позволяющих контролировать получение информации лицом, которому оно направлено (судебной повесткой, телеграммой, телефонограммой, факсимильной связью и т.п.).
На судебных участках Октябрьского района г. Орска Оренбургской области помимо доставления или привода лица, привлекаемого к административной ответственности, осуществляются телефонные звонки, выезды по месту жительства лица, привлекаемого к административной ответственности, направляются судебные повестки, направляются срочные поручения сотрудникам ОГИБДД УМВД России по г. Орску о доставлении лица, которые в большинстве случаев не исполняются.
Данная проблема, которая не урегулирована на законодательном уровне, влияет на качество рассмотрения судьями дел об административных правонарушениях.
За первое полугодие 2012 года из 221 материала поступивших из ОГИБДД УМВД России по г. Орску всего по 2 материалам были доставлены лица, в связи с чем в дни поступления данных материалов полностью парализуется работа судебного участка, так как аппарат занят извещением и доставлением лица, привлекаемого к административной ответственности, чтобы не нарушать сроки рассмотрения дела, что влияет на качество и сроки рассмотрения других дел.